Нарушение мочеиспускания

Как определить нарушение мочеиспускания?

Мочеиспускание нарушено если:
• Вы ходите в туалет более 8 раз в день
• Вам приходится ходить в туалет ночью 2 и более раз
• Вы периодически испытываете внезапное нестерпимое желание (позыв) помочиться, которое не можете контролировать
• У вас случается недержание мочи (непроизвольное ее истечение), в том числе после нестерпимых позывов
• Недержание мочи связано с физической нагрузкой, кашлем, смехом.
• При мочеиспускании выделяется незначительный объем мочи.
Нарушение мочеиспускания
По статистике, наиболее мучительными из перечисленных нарушений являются внезапные нестерпимые позывы на мочеиспускание. Такие позывы называют неотложными, а подобное состояние – неотложностью или ургентностью (от английского слова urgency- срочность, необходимость).
Как определить неотложность? Это достаточно просто. При обычном желании сходить в туалет человек может контролировать позыв на мочеиспускание и отложить его до момента, когда представится такая возможность. Если же позыв неотложный, то желание посетить туалет бывает настолько нестерпимым и острым, что приходится буквально бросать все дела и в спешке бежать в туалет. Иногда такой позыв сопровождается недержанием мочи.
Неотложность (ургентность) при возникновении желания помочиться – ключевой симптом состояния, которое называется «гиперактивный мочевой пузырь» (ГМП). Часто бывает, что кроме нестерпимых позывов пациента ничего не беспокоит – нет недержания мочи, анализы мочи в норме. Поэтому, ургентность часто бывает единственным ощутимым для пациента симптомом, на основании которого врач может определить, что вы страдаете ГМП.
Основная причина ГМП – нарушение баланса нервных сигналов, поступающих из центральной нервной системы и периферических нервных центров к мочевому пузырю и обратно.
Как работает пузырь?
Мочевой пузырь представляет собой резервуар для накопления мочи, способный увеличиваться в объеме. По мере его наполнения в головной мозг поступают импульсы, которые сигнализируют о его состоянии. Когда мочевой пузырь наполнен примерно на 2/3, в мозг поступает сигнал о необходимости помочиться. Удовлетворение этого позыва может быть отложено на некоторое время, если сейчас нет такой возможности (например, Вы торопитесь или поблизости нет туалета)
Когда возможность посетить туалет появляется, мочевой пузырь получает сигнал к действию: его стенки начинают сокращаться, а мышечное кольцо, удерживающее мочу (сфинктер), расслабляется – происходит мочеиспускание. Итак, когда Ваш мочевой пузырь функционирует нормально, Вы можете контролировать его работу.

Что такое гиперактивный мочевой пузырь (ГМП) ?
Человек, страдающий гиперактивным мочевым пузырем (ГМП), обычно испытывает желание мочиться очень часто. Это происходит потому, что мочевой пузырь не может накапливать нормальное количество мочи. Будучи лишь частично наполненным, пузырь начинает непроизвольно сокращаться и подавать сигналы в головной мозг о необходимости сходить в туалет.

Лечение
Гиперактивный мочевой пузырь – состояние, которое возникает независимо от пола, возраста, характера трудовой деятельности и образа жизни. Многие пациенты связывают подобные изменения с возрастом и считают, что данная болезнь не поддается лечению. Подавляющее большинство из них даже не обращается с этой проблемой к врачу.
Однако, как и другие заболевания, гиперактивный мочевой пузырь можно успешно лечить, и вариантов действия здесь несколько: нелекарственные методы, медикаментозное лечение, операция.

Нелекарственные методы:
Это первое, что предложит вам врач. Различные упражнения, гимнастика, тренировка мочевого пузыря (хождение в туалет по расписанию). Тренировка помогает приучить мочевой пузырь удерживать большее количество мочи и нацелена на то, чтобы увеличить временной интервал между посещениями туалета. Подобное лечение в значительной мере может улучшить ваше состояние, главное, научиться правильно делать упражнения и набраться терпения заниматься регулярно.

Медикаментозное лечение:
Значительно улучшить качество жизни при ГМП можно с помощью подобранных врачом лекарственных препаратов, которые уменьшают непроизвольное сокращение мочевого пузыря и внезапное желание помочиться возникнет реже. Недержание мочи, вызываемое сильным позывом, может постепенно уменьшаться, а затем, через некоторое время прекратиться совсем.
Врач подбирает лекарство с учетом всех сопутствующих заболеваний, возраст и других факторов. Важно знать, что лекарственные препараты, используемые для лечения неотложных позывов, будучи приблизительно одинаковыми по эффективности (за редкими исключениями), отличаются своей переносимостью, возможностью возникновений и разнообразием побочных эффектов. Большое значение имеет также удобства приема. Это важно, так как лечение должно быть постоянным и пропуск времени приема препарата может серьезно снижать его эффективность или вызвать неприятные последствия.