Панкреатит

К концу 20-го столетия это заболевание заняло «призовое» место «бронзы» после «серебра» холецистита и острого аппендицита. За последние три десятка лет, по данным ВОЗ, количество людей, больных панкреатитом, удвоилось, а средний возраст пациентов снизился с 50 до 38 лет. Люди с хронической формой панкреатита, ставшие инвалидами, составляют 11%.
Панкреатит
Панкреатит - воспаление поджелудочной железы, второй по размерам железы нашего организма.
Она выполняет две невероятно важные функции: внутрисекреторную – выработка гормонов инсулина, липокоина и глюкогона; внешнесекреторную – выделение в двенадцатиперстную кишку панкреатического сока, нейтрализующего кислое содержание желудка и участвующего в процессе пищеварения. В железе имеется внутренний проток, открывающийся в двенадцатиперстную кишку, куда также открывается и желчный проток. Вместе они образуют общую ампулу. В здоровом состоянии железы давление в поджелудочном протоке выше, чем в желчном для того, чтобы не происходило заброса желчного и кишечного содержимого. При нарушении разницы давлений затрудняется отток панкреатического сока, что вызывает ряд расстройств, приводящих к тому, что железа начинает переваривать сама себя. На этой почве возникает ее воспаление или панкреатит.

Причины развития панкреатита могут стать: алкогольная интоксикация организма; заболевание желчного пузыря и его протоков, двенадцатиперстной кишки; внутренние травмы; длительный прием антибиотиков, непрямых антикоагулянтов, иммуносупрессантов, сульфаниламидов, бруфена, парацетамола, индометацина, эстрогенов и глюкокортикостероидных гормонов; перенесённые инфекции (гепатиты В и С, паротит и др.); гиперлипидемия; гиперпаратиреоз; сосудистые заболевания; камни в выводящем протоке железы; воспаление соединительной ткани. Различают две формы панкреатита – острая и хроническая. Различают две формы панкреатита – острая и хроническая.

Острый панкреатит – это воспалительный процесс, выражающийся в ферментном аутолизе (самопереваривании) поджелудочной железы. В тяжёлых и запущенных формах может возникнуть некроз части тканей железы и тканей близлежащих органов и сосудов, а также возникновений вторичных инфекций на месте воспаления. Больного мучают сильнейшие боли (вплоть до развития болевого шока). Их локализация зависит от местонахождения воспалительного процесса: при воспалении головки железы – подреберье с правой стороны, если не воспаляется тело железы-боль под ложечкой, если проблемы с хвостиком железы – отдает в левое подреберье. При обширном воспалении всей железы, боль может быть опоясывающей. В редких случаях боль отдаёт в спину или за грудину, в область левой лопатки. Появляется сухость во рту, отрыжка, икота, тошнота или даже сильная рвота. Иногда наблюдается желтуха. Поднимается температура, язык покрывается обильным налетом, выступает обильный пот, кожные покровы сильно бледнеют. Так как клиническая картина острой формы панкреатита очень похожа на инфаркт миокарда, для правильной постановки диагноза назначаются лабораторные исследования: анализ крови и мочи для выявления активности ферментов; УЗИ – диагностику процесса воспаления, определения отёка ткани железы на раннем этапе; компьютерная томография – для выяснения стадии развития воспаления; МРТ – для определения состояния ткани поджелудочной железы.

Лечение острого панкреатита проводится исключительно в стационаре под неусыпным наблюдением врачей. Только своевременно начатое лечение может предотвратить некроз тканей. Первые 4 дня требуется соблюдать строгого постельного режима, употребление пищи должно быть сведено к минимуму. Питьё предпочтительно щелочное. Делаются промывание желудка через зонд, а также инъекции с лекарствами для лечения железы и антибиотиками с целью предупреждения развития вторичной инфекции. Если причиной воспаления стали камни в протоке, то требуется хирургическое вмешательство по их удалению.

Хронический панкреатит чаще всего развивается на месте не до конца пролеченной острой формы или может быть следствием воспаления в других органах пищеварительного тракта. Его может спровоцировать и алкоголизм. Хроническая форма выражается в прогрессирующем воспалении поджелудочной железы, что приводит к медленному замещению тканей железы на ткани неспособные выполнить свою функцию. Воспаление может охватить как всю железу, так и отдельные ее части. Боль, накатывающая волнами, то отдает в спину, бок, грудину, а то и совсем не беспокоит. Ранние стадии хронического панкреатита чреваты запорами, сменяющимися поносами, возникает сухость языка, метеоризм, вздутие живота, значительное уменьшение веса больного. При тяжелом заболевании возникает опасность возникновения гипергликемии (большое содержание глюкозы в крови). Прогрессирование хронического панкреатита вызывает снижение выработки в организме инсулина, боль беспокоит значительно реже. Как правило, прогноз при хроническом панкреатите не радует. В этом случае чаще всего требуется пожизненное лечение, строгая диета, полный отказ от употребления алкогольных напитков. Для того, чтобы подавить повышенную кислотность желудочного сока, применяют ферментативные препараты, которые помогают восполнить недостаточность секреторной функции.

Основным условием хорошего самочувствия при любой форме панкреатита является диета. Необходимо уменьшить потребление углеводов, жиров, сахара и увеличить потребление белка. Жареные блюда, грубую клетчатку, инжир, финики, бананы нужно полностью исключить из рациона. Забудьте также о потреблении консервов, солений, копченостей, сладостей, газированных, алкогольных напитков. Необходимо соблюдать режим питания: есть маленькими порциями 5- 6 раз в день; употреблять в пищу легкоперевариваемые продукты: пюре из овощей, супы (щи - нельзя); говядину, кролика, курицу, индейку, телятину - все на пару; нежирную вареную рыбу; пудинги (без корочки); из каш – гречневую, рисовую, овсяную, манную, приготовленные на воде; молоко, но только обезжиренное, другие кисломолочные продукты; некислые фрукты в умеренном количестве; напитки – чай, но некрепкий, без добавления сахара; компот и кисель. Исключить – инжир, финики, бананы. Полезно также пить минеральную воду при картине стойкой ремиссии и отсутствии боли. Она значительно улучшает состояние поджелудочной железы, нормализует работу желчевыводящей системы, всех органов, а также систем в организме. Регулярно делайте УЗИ органов брюшной полости для профилактики заболеваний поджелудочной железы!